Сексуальное просвещение подростков — что это такое и зачем оно нужно

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношения человека к представителям другого пола.

Подростковый период в отношении полового воспитания – это самый ответственный возраст и самый реальный шанс научить детей сексуальному здоровью. Особая актуальность этого вопроса связана с характерным для современности ускоренным формированием структур и функций детского организма.

Секс — это неотъемлемая часть жизни взрослых людей. Однако из-за устаревшего мнения о том, что это «стыдные» и «неприличные» темы, родители часто не говорят об этом со своими детьми. Как следствие — молодые люди входят в эту часть взрослой жизни, совсем ничего не зная о её особенностях.

Зачем говорить о сексе с подростками, если

они и так всё узнают из интернета?

Действительно, благодаря интернету информация для современных подростков стала доступной. Но есть и оборотная сторона: в перегруженной Сети сложно найти качественные материалы даже взрослому. Тем более сложно это сделать подросткам, которые не всегда умеют конкретизировать свои поисковые запросы и не знают, каким источникам доверять, а каким — нет.

Будем говорить прямо: при самостоятельном поиске информации о сексе в интернете подростки чаще всего находят порно, которое и становится их главным источником знаний. Вряд ли вы хотите, чтобы у вашего ребёнка сформировалось именно такое представление об отношениях полов. Поэтому не стоит надеяться, что он сам всё узнает.

Основные причины раннего первого секса:

— Отсутствие эмоциональной близости в семье.

— Неумение сказать «нет» (и манипуляции вроде «Если ты не согласишься, я не буду с тобой больше встречаться»).

— Алкоголь или наркотики (они влияют на сознание и делают подростков более внушаемыми).

— Сексуализированное насилие.

Как найти подходящий момент для разговора?

Многие родители начинают разговор об «этом», апеллируя к возрасту: «Тебе уже 14, и я хочу с тобой поговорить о том, откуда берутся дети». Это, конечно, лучше, чем ничего. Однако в таком подходе есть две проблемы:

— Скорее всего, в 14, в 12 и даже в 10 лет ребёнок уже примерно знает, что значит слово «секс»: он его где-то услышал или вычитал и уже обсудил со сверстниками. Поэтому есть опасность, что на ваше предложение поговорить вы услышите: «Да я уже всё знаю, мам!»

— Если до этого вы такие темы не обсуждали, то вам обоим будет неловко, и вы захотите поскорее закрыть вопрос. И полезного разговора не получится.

Вообще, начинать разговор о сексе с ребёнком в подростковом возрасте уже поздновато.

                Психологи советуют учить детей правильно и чётко называть половые органы с 2–3 лет, а с 5–6 лет начать в простой форме объяснять, откуда берутся дети. Если в детстве у ребёнка будет хотя бы несколько искренних и информативных разговоров об отношениях полов, то он запомнит, что эта тема в принципе не табуирована, и когда у него возникнут новые вопросы, пойдёт за ответами к вам, а не в интернет.

Если же вы никогда прежде не говорили с подростком о теле и сексе и испытываете сильную неловкость — попробуйте начать с покупки хорошей книги о сексуальном просвещении. Дайте книгу ребёнку, сказав несколько слов о том, что он взрослеет, вы это понимаете и всегда готовы поговорить, если ему захочется что-то узнать.

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков

   1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам личной гигиены.

   2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.

   3. Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.

   4. Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).

    5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.

  6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.

   7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.

  8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь — моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребёнка.

  9. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.

   10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, они не приемлют давление со стороны взрослого.

11. В старшем школьном возрасте особе внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:

— добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнѐ ров к вступлению в сексуальную близость);

— уважение личности партнера;

— уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости);

— развитие навыков безопасного поведения в социуме;

— алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти помощь).

    В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены, соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед , дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При необходимости обращаться за консультацией узких специалистов (гинекологов, урологов, сексологов, врачей-педиатров).

BelarusianChinese (Simplified)EnglishRussian